Начало ХХI века для России является переходным этапом к информационному обществу, в котором увеличиваются потоки циркулирующей информации, стремительными темпами совершенствуются информационные технологии и компьютерная техника. В этих условиях образование должно ориентироваться не столько на полноту сообщаемых сведений, сколько на умение добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Средства массовой коммуникации и информации (печать, радио, кино, телевидение, компьютерные сети) проникли во все виды жизнедеятельности людей, сформировали информационную социокультурную среду, в которой живет человек. В нашу речь вошли слова, которые еще десять лет назад были только в обиходе профессионалов-программистов. Молодое поколение легко адаптируется в новых понятиях, на «ты» с компьютером, но, к сожалению, компьютерная грамотность — это еще не информационная культура.
Актуальность программы развития определяется особенностями современного периода развития общества и образования. В настоящее время уровень информатизации общества является одним из основных критериев оценки степени развития государства, важнейшим фактором его экономического и политического потенциала. Нарастающие процессы информатизации сфер деятельности человека определяют роль информации и информационных процессов как важную особенность в становлении информационного общества, проявляющегося в создании единого информационного и образовательного пространства, формировании новых знаний и специальных умений личности по поиску, передаче, обработке и сохранению информации. В настоящее время это наиболее широко обсуждаемые вопросы, значимость которых обусловлена приоритетным национальным проектом «Образование» и программой ЮНЕСКО «Информация для всех».
Одним из приоритетных направлений информатизации общества является формирование информационной культуры личности. Очевидно, что сформированность информационной культуры обучающихся во многом зависит от деятельности педагогов, которые располагают разнообразными социально-педагогическими возможностями, что значительно расширяет культурно-образовательное пространство развития личности, предоставляя каждому школьнику свободный выбор многообразных видов и форм познавательной и творческой деятельности. Поэтому важно формировать у каждого учителя потребность и готовность к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей жизни. Учителю необходимо знать особенности информационных потоков своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать информацию из различных источников, представлять ее в доступном ученикам виде и эффективно использовать в педагогическом процессе. Для этого учитель не только должен сам владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и уметь организовывать обучение, формируя особый тип культуры – информационную культуру личности.
Сформированность информационных умений учителя, как части профессиональных педагогических умений, дает широкие возможности для совершенствования воспитательно-образовательного процесса школы, так как они могут использовать в своей педагогической деятельности:
- современные методы и способы представления, обработки информации;
- широкий спектр учебно-программных, учебно-теоретических, учебно-справочных, учебно-библиографических и других материалов учебно-методического комплекса;
- компьютерные обучающие и контролирующие программы;
- информационные ресурсы компьютерных сетей и др.
Организация воспитательно-образовательного процесса с использованием традиционных информационных и компьютерных технологий – это совершенствование содержания, методов, средств и организационных форм подготовки обучающихся на этапе перехода к образованию в условиях расширенного доступа к информации.
Основная задача школы информационной культуры — сделать знания и умения доступными каждому обучающемуся везде и всегда, подготовить выпускника к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), пронизывая всю учебную деятельность, позволят осуществить индивидуализацию учебного процесса и обеспечить продвижение ученика по личностной образовательной траектории. Поэтому педагоги должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те информационные технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретных дисциплин, способствуют гармоничному развитию личности и эффективному обучению. Школа информационной культуры предполагает изменение роли и учителя, и ученика, совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом.
Программа развития предусматривает создание школы информационной культуры на основе использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.
Изменения в содержании воспитательного - образовательного процесса с реализацией программы развития:
- Внедрение педагогических технологий на основе ИКТ в образовательный процесс
- Формирование информационной культуры через развитие предметных компетенций
- Формирования личности, нацеленной на самосовершенствование, способной к самостоятельному освоению новых знаний и творческой деятельности в различных областях науки и практики
- Формирование коммуникативной культуры учащихся в аспекте медиаобразования
- Молодежно ориентированное содержание масс-медиа и возможность его использования в воспитательном процессе
- Повышение эффективности управления, на основе использования автоматизированной информационной системы.
- Развитие системы научно- методического обеспечения на основе ИКТ
- Формирование коллектива единомышленников, успешно осваивающих информационные технологии, способного обеспечить качественное образование.